БЛАГОПОЛУЧИЕ. «Вестник Александро-Невской Лавры», № 8 (51) - 2008 год
Авторитетные ответы на все вопросы жизни пришли как откровение свыше, пришли вместе с явлением в мир Сына Божия, Иисуса Христа, воплощённого Бога любви. «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» (I Иоан.5).
Мировая литература всех веков содержит множество поразительных изречений мудрости и глубоких истин, но все они находятся в Божественном Откровении. Самой величайшей является истина, выраженная тремя словами: «Бог есть Любовь».
Лучшие умы, посвятившие жизнь богоисканию и богопознанию, не пришли в результате к такому бесподобному определению. У Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Будды, Магомета и других нет ничего подобного, нет даже намёка на то, что Бог есть Бог любви. Мыслители упоминают о любви, но не об «агапе», а об «эросе».
Поэтому благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо.
Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления.
Куда бы мы ни обратили взгляд, всюду видны явные доказательства любви Создателя. Человечеству остаётся лишь отвечать на Его запросы. Тогда светлее и радостнее станет жизненный путь. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118). Смиренный ученик Христов, находящий пищу и питие в соблюдении воли Господа и Учителя, обладает миром, которого люди не могут ни дать, ни отнять.
Человек этот может оставаться непонятым окружающими или его могут понимать вполне превратно, могут находить его узким, прямолинейным или ещё того хуже, но ничто не смущает его. Одобрение Господа всегда ограждает и вознаграждает его от всех упрёков, которыми готовы его покрыть люди.
Боящийся Господа знает цену мыслям людским. Для него мнение людей, как солома, ветром развеваемая. У Бога в руках небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Отсюда великое преимущество быть избранными и возлюбленными Владыкою неба и земли, быть призванными служить Господу, слушаться его. Решительно ничего нет в мире лучше и возвышеннее. Быть приближенным к Всемогущему, названным именем Его, сделаться Его особенным народом, Его собственностью, народом Его избрания является самым лучшим уделом, который дан Церкви в целом и отдельно каждому верующему.
Набожные люди навеки соединены с Воскресшим и Прославленным Сыном Божиим. Все, так называемые заслуги человека, являются даром Божиим и следует благодарить за это. Но в наши дни люди с удовольствием принимают правила поведения, этику нашей цивилизации.
Не задумываясь, телеведущие дали даже название передаче для подростков: «самый умный». Ребята с видимой нервозностью отвечают на вопросы, желая стать самым умным, выше других. Передёргиваются и их родители.
Стремление быть первым стало главной целью жизни истинно современного человека. Стремление к личному удовлетворению, возвышению и продвижению — главное правило современной этики. Даже те, кому по положению не должно унижать другого, одевают его в менее достойные одежды и утончённо всячески и постоянно унижают.
Изложенные современными словами и подкреплённые псевдонаучными философскими учениями, эти принципы не что иное, как проявление гордыни, которая заявляет себя, как единственный истинный путь к успеху.
Однако человек не может удовлетвориться ничем временным. Физическое блаженство тела — в здоровье, блаженство ума — в познании истины, а блаженство души — в любви Божией. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся, разочаровавшихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит нас, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему.
Самым реальным в жизни и смерти является милость Божия, пребывающая во веки. Человек, обитатель ветшающей планеты, забывает, что «ничто не вечно под луной», всё изменится, исчезнет, пройдёт, прекратится. Останется Тот, Кто на протяжении всей истории человечества призывает придти к Нему, и Он успокоит. Не существует никакого преимущества, никакого звания выше данного Богом обетования преображения нашего тела, души и духа в дивный образ Его, по бесконечной милости Его.
Однако обязанности человека соразмерны с преимуществами. Преданный Богу христианин оценивает наставления и увещевания, с которыми обращается Господь, напоминая об обязанностях. Надо знать Бога, чтобы решиться довериться Ему. «Будут уповать на Тебя, знающие Имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9,11).
Не знающие Бога охотно предпочитают высокие гражданские должности, верующая же душа находит в обетовании твёрдую опору. Она радуется одной мысли находиться в полной зависимости от Создателя и не желает менять своего положения.
То, что заставляет страдать неверующего, становится источником большой радости для живущего верою. Хлеб и одежду предлагает Бог человеку. Этого вполне достаточно для странника на земле. «Мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». (I Тим. 6,7)
Это является верным средством, чтобы избавиться от тщеславия и алчности. Это чудное освобождение от лихорадочной погони за благами земными посредством торговли, денежных сделок, от корысти, овладевающей миром. Человек иначе бы чувствовал себя, если бы довольствовался уделом, данным Богом.
Спокойно и правильно потекла бы повседневная жизнь, упростились бы вкусы и весь образ жизни. Тогда трудно было бы проходимцам «вкусностями» травить людей. Человек постепенно отказался бы от лишней роскоши и удобств жизни, которые сейчас стали доминирующими. Исчезла бы гиподинамия, гипоксия, депрессия и другие многие заболевания, пришедшие с цивилизацией.
Всё это расслабляет тело, и оно делается малоспособным к труду. При переходе границы умеренности в питании, при низменных влечениях, жизнь становится трудной, дни нерадостными. Целебное средство заключается в драгоценной милости Божией, которая, принося спасение, научает «целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке» (Тит. 2).
Такая жизнь способна сообщить новую бодрость человеку, соединить его с Господом посредством обнаружения Его сущности.
Водимые Христом люди стараются быть лучше, готовы и исполняют призыв апостола: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф.4,32). Христианская семья, основанная на любви Божией, всегда сможет найти выход из любых затруднений. Доброта и сострадательность — качества любви, которые удаляют всякие недоразумения, приводя к взаимному прощению и пониманию.
Сегодня, да и всегда, много говорится о браке. Распространён «гражданский» брак, основанный на животном инстинкте, где никто ни за что не отвечает, присутствует одна эротика, от которой неизлечимые болезни, брошенные дети, множество бомжей, всякого рода преступления, пошлость.
Есть один брак, благословенный Богом. Семья — Божие установление, первая, соединённая любовью единица в государстве. Сильное и здоровое государство там, где семейные устои основаны на Божиих законах.
Из этого можно заключить, что навязываемая современная распущенность подрывает государственную стабильность.
В прошлом столетии, когда церковные браки редко совершались по причине жесточайшего гонения на Церковь, Высокопреосвященнейший митрополит Никодим издал распоряжение для епархии города на Неве — гражданский брак,
Наверное, это распоряжение действует и теперь. И теперь есть много препятствий для венчания в Церкви, тем не менее, зарегистрировать отношения необходимо, чтобы не было, как в позорном скандально известном
Истинный христианин должен помнить, что с ним Бог, а если «Бог за нас, кто будет против нас?» (Римл. 8,31). В Священном Писании нет обещаний, что уповающие на Господа обойдутся без искушения, без испытания. Присутствие Христа в нашей жизни не даёт гарантии, что мы останемся без экзамена на прочность. Чем больше человек покорен Господу, тем больше он подвержен сатанинским искушениям. Надо устоять.
Как присутствие Христа в лодке не было гарантией, что не будет бури, так пребывание Его в нас не гарантирует, что не будет испытаний в жизни. Однако присутствие Христа укрощает большую бурю, пребывание Его в нас даёт необходимую силу преодолевать всё в жизни. Сама жизнь становится целенаправленной, осмысленной и благополучной.
Да, люди немощны, слабы, подвержены болезням. Но апостол Павел пишет: «Господь сказал мне: довольно для тебя Благодати Моей, сил бо Моя в немощи совершается» (II Кор. 12,9). Никто не может сравниться со Христом, потому что Он был воплощённым Богом.
В связи с этим вспоминается исторический пример разговора Наполеона в ссылке на острове святой Елены. На вопрос, кто был самым великим воином в мире, он ответил, что Иисус Христос. Вопрошающий возразил, что полководец не всегда так считал. Когда он выигрывал все сражения, вплоть до Ватерлоо, производил впечатление, что является величайшим воином в мире.
Наполеон утвердительно ответил, что всегда сражался так, будто он действительно великий воин в мире, но с момента нахождения на острове стало много времени подумать. «Кайзер, Александр Македонский, Ганнибал, Марк Великий и я, все мы сражались кровью и слезами, мечами и железом, но мы проиграли. Мы все проиграли! Мы потеряли наши скипетры и короны. А Иисус Христос имел единственную шпагу — сломанный тростник. Его корона была из вьющихся колючек. Его армия состояла из рыболовов и земледельцев. Его вооружение — спасительная любовь. Он живёт, а я и подобные мне умирают. Я стою здесь и зову свою старую гвардию, но они не слышат меня, не отвечают на мой зов.
Мои старые солдаты не слышат меня. И я ничего не слышу, кроме волн, бьющихся о скалы у ног моих. Уже около двух тысяч лет, как Иисус Христос умер и воскрес. Живой Христос говорит, а люди Ему отвечают. Если понадобится, они отдадут себя на сожжение! если понадобится, они последуют за Ним в сердце Африки!.. Да, другие воины и я превратимся в ничто, но Христос будет жить вечно».
С этим вечно живущим Спасителем христиане встречаются постоянно. Они обращаются к Нему и получают ответы. В этом и есть их жизненное благополучие.
С нами Бог в Иисусе, в Его воплощении!
С нами Бог, христиане, как светоч во тьме!
С нами Бог в свете разума, в тайне спасения!
С нами Бог в нашем сердце, в познанье, в уме!
С нами Бог в сокровенных путях испытанья,
В повседневных усильях борьбы и труда,
С нами Бог в нашем счастье, в скорби, в страдании,
В нашей жизни и смерти, во всём и всегда!
И во век, христиане, Господь будет с нами,
Лишь бы мы в уповании сердца святом,
В благодатном общении молитвенном сами
Пребывали любовью и верою в Нём!
Ощущать полностью благополучие можно лишь тогда, когда налажены взаимоотношения, когда порядок в христианской семье, когда есть тяготение к постоянному душевному умиротворению. Если каждый в отдельности станет к этому стремиться, то и вся жизнь общества изменится к лучшему. Поэтесса Анна Ахматова взывала к Спасителю:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей Литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над тёмной Россией
Стала облаком в свете лучей.