Житие архимандрита Елеазара
Родился архимандрит Елеазар ( в миру Иванов Анатолий Сергеевич) 3 декабря 1936 года в городе Бологое Тверской области в семье простого рабочего. Любовь к храму и церковной службе была присуща всем членам его семьи. Дед его по материнской линии Николай Куракин и по сей день покоится на кладбище при Церкви Святой Живоначальной Троицы, единственной в Бологое, где впоследствии крещён был и маленький Анатолий. Отец Сергей Николаевич Иванов работал машинистом в локомотивном депо. Анатолий был ещё совсем маленьким, когда Господь призвал к себе его отца, тот не вернулся с фронта в годы Великой Отечественной Войны.
Детство и отроческие годы Анатолий провел в кругу матери и трех своих тетушек. Он был серьезен не в меру своих лет, не пропускал ни одной церковной службы, с 14 лет прислуживал алтарником в храме.
Так что по окончании школы вопроса куда идти не стояло, жизненный путь был давно определён, - он будет служителем Бога.
1 сентября 1956 года Анатолий поступает в Ленинградскую духовную семинарию. В 1960 году с успехом оканчивает ее и продолжает обучение в Ленинградской духовной Академии, которую оканчивает в июне 1964 году со степенью кандидата богословия.
Сразу же по окончании духовной академии 24 июля 1964 года в Лефортово (Москва), Высокопреосвященнейшим Никодимом (Ротовым), митрополитом Ленинградским и Ладожским посвящен в сан диакона. Владыка хорошо знал и ценил горение сердца молодого академика в служении Господу. (Ещё будучи воспитанником семинарии Анатолий стал иподьяконом митрополита Никодима). Поэтому неудивительно, что и трех месяцев не прослужил в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда новоиспечённый дьякон. 22 октября 1964 года в успевшем стать родным за 8 лет обучения храме святого апостола и евангилиста Иоанна Богослова при ЛДА, Анатолий рукоположен в сан пресвитера, и направлен на служение в село Голубково Лужского района Ленинградской области настоятелем Воскресенского храма.
Неприветливо встретило молодого священника место нового его служения, неприветливы оказались власти. Секретарь горсовета с порога заявил, что храм решено закрыть, и велел отправляться назад. Напутствуемый благословением правящего архиерея о.Анатолий не отступил, не испугал его и убогий вид полуразрушенного храма. На следующий день, в Димитриевскую родительскую субботу он уже служил свою первую самостоятельную Божественную Литургию. Так жил сельский священник, не взирая на внешние трудности: совершал богослужения, окормлял свою немногочисленную паству, латал дыры, подновлял купола. Здесь удостоен своих первых наград за служение людям и Богу – скуфья и набедренник. А 16 июня 1965 года Анатолия перевели в город Выборг настоятелем Спасо-Преображенского собора. Не удалось и здесь надолго обосноваться.
3 января 1966 года о. Анатолий отправился в паломничество по Святой Земле, а спустя семь дней милостью Божией согласно нового указа митрополита Никодима, 10 января 1966 года возвращен в Санкт-Петербург и зачислен в клир приходского, на тот момент, Свято-Троицкого собора «бывшей» Александро-Невской Лавры. Таков был промысел Божий о своём избраннике. Именно здесь в стенах Лавры он примет монашеский постриг, сюда он вернется, чтобы обрести вечный покой. Но все это много позже, прежде предстоит пройти нелёгкий тернистый путь. Владыка митрополит уже готовит для него новое послушание. 20 июня 1966 года о. Анатолий назначен секретарём Ленинградского епархиального управления.
3 апреля 1966 года в неделю Великого поста всё в том же храме апостола Иоанна Богослова при ЛДА от рук своего духовного наставника и благодетеля митрополита Никодима (Ротова) сподобился принять ангельский образ с наречением имени в честь учителя Макавейских книг библии мученика Елеазара.
Вскоре, подобно своему небесному покровителю, ему предстоит претерпеть и первое гонение. Так некогда, ветхозаветный учитель Макавейский, убелённый сединами старец Елеазар потерпел за правду и твёрдость в вере, дабы не соблазнить и не погубить учеников своих. Иудеи в то время (166 г. до Р.Х.) подпали под власть Сирийских правителей. Один из них - Антиох Епифан стал понуждать иудеев отречься от своей веры, он потребовал от Елеазара вкусить идоложертвенного свиного мяса. Старец согласился скорее умереть, чем оставить Бога отцов своих. Тогда Антиох обещал пощаду, если старец хотя бы сделает вид, что вкусил. Тот принял мученический венец, и с собою привел ко Господу семь учеников своих.
Иеромонах Елеазар был сильным , настоящим человеком, его девиз– «Жить не по лжи», он не боялся говорить об истине и обличать всякую неправду. Однажды в епархию пришла церковная староста и заявила, что все деньги отдала в Фонд Мира. Секретарь обличил её в том, что она фонд содержащий всю атеистическую пропаганду ставит выше епархиального управления, отпускающего свечи и просфоры, без которых приход не может существовать . За это высказывание и за свои смелые проповеди 2 сентября 1968 года освобожден от должности секретаря епархии и переведён в поселок Толмачёво Лужского района Ленинградской области настоятелем Спасо-Преображенского храма.
18 апреля 1969 года резолюцией митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима освобождён от должности настоятеля Спасо-Преображенской церкви поселка Толмачёво и направлен в Псково-Печерский монастырь. Четыре года в монастыре принесли мир в душу иеромонаха Елеазара, казалось бы закончилась череда бесконечных перемещений с места на место, с прихода на приход. За стенами обители можно отрешиться от мирской суеты и предаться монашескому деланию. Здесь о. Елеазар служил свою череду, нёс послушание кононарха и певчего.
9 июля 1973 года в связи с кончиной настоятеля Геннадия Шабас, назначен исполняющим обязанности настоятеля Казанской Церкви города Великие Луки, Псковской области. Здесь он восстановил Богослужебную практику и совершение треб к великой радости прихожан. Спустя год 10 августа 1974 года он вернётся в стены Печерской обители и приступит к прежним своим послушаниям.
28 августа 1974 года награжден саном игумена с возложением палицы. Ещё 9 лет смиренного служения под Покровом Пречистой Богородицы в Успенской её обители В это время о.Елеазар , не замечая сам, будет подготавливать себя к главному своему служению . всё больше людей день ото дня будут приходить к ещё довольно молодому игумену за духовным советом. Зная его бесконечную доброту, доверяя его мудрым наставлениям, они потянутся из разных уголков России в Печерскую обитель, чтобы снова и снова побеседовать с дорогим батюшкой.
В мае 1975 года прибавляется ещё одно послушание – приём и сопровождение иностранных делегаций, за ним следует и новая награда – крест с украшениями, небольшое утешение для монаха и священнослужителя. А 6 апреля 1980 года за усердное служение по представлению наместника архимандрита Гавриила (Стеблюченко, ныне архиепископ Богоявленский и Тындинский) награжден высоким саном Архимандрита с возложением митры и вручением ордена преподобного Сергия Радонежского. В это время у отца Елеазара и архимандрита Гавриила сложились теплые дружеские отношения, которые не прекращались до самой его смерти.
24 марта 1983 года указом митрополита Псковского и Порховского Иоанна архимандрит Елеазар отчислен из числа братии Псково-Печерского монастыря и для пользы дела Церкви направлен на служение к Димитриевской церкви города Пскова. А спустя три месяца с той же целью переведен служителем в Ильинскую Церковь села Кулье Печерского района Псковской области, где прослужил 3 года.
15 июня 1986 года – в третий раз возвращается в Печеры. Здесь у Архимандрита Елеазара много духовных чад, некоторые их них вместе с дорогим батюшкой переезжали с прихода на приход.
В 1992 году к наместнику Псково-Печерского монастыря с просьбой о помощи обратились члены клуба «Встреча» при районной библиотеке города. Они проявили особый интерес к творчеству художников эпохи Возрождения с их религиозными сюжетами, содержание которых было мало понятным.
Игумен Павел (Пономарёв, ныне архиепископ Рязанский и Касимовский)не колебался, кого назначить на это послушание, для работы с интеллигенцией у него был подходящий священник – архимандрит Елеазар.
Как же соответствовало это послушание духу отца Елеазара! Будучи глубоко религиозным человеком, он всегда оставался творческой личностью. Непременно интересовался литературой, наукой, музыкой - искусством во всех его проявлениях. Он постоянно занимался самообразованием, обладал отменным музыкальным слухом и феноменальной памятью – легко воспроизводил законы и формулы по математике, физике, химии; свободно цитировал Гоголя, Грибоедова, Пушкина, Лескова; и, безусловно, ответ на любой жизненный вопрос всегда мог подкрепить цитатой из священного писания или словами молитвы.
Начались «воскресные чтения» на религиозные темы под руководством о. Елеазара, а раз в месяц – вечера, посвященные творчеству какого-либо писателя или поэта. В читальном зале Печерской библиотеки никогда не было свободных мест. Вскоре, по настоянию духовного руководителя клуб «Встреча» переименован в общество «Познание».
В это же время Архимандрит Елеазар регулярно печатается в районной газете «Печерская правда», освещая смысл и содержание религиозных праздников, а вскоре составляет и издает сборник «Духовная жизнь земли Псковской». Нужно заметить, публиковать статьи духовного содержания в светской газете, где редакторский совет составляют закоренелые атеисты – дело не самое простое, нередко приходилось идти на компромисс. Бывали случаи, что после редакции смысл и содержание искажались до неузнаваемости. Это глубоко ранило о. Елеазара и даже приносило неприятности.
Занимаясь творческой и просветительской деятельностью, ни на минуту не забывает отец Елеазар о пастырском служении, своих слушателей он неуклонно подготавливает к воцерковлению. Вскоре и они, в недавнем прошлом атеисты, станут его духовными чадами.
Своим духовником избирает его и Владимир (Котляров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Владыка уже был в сане архимандрита и нес своё послушание в стенах Александро-Невской Лавры , когда юный семинарист Анатолий только вступал на путь служения Богу . И вот теперь он приезжает в Псково-Печерский монастырь, чтобы со смирением получать наставления о.Елеазара.
Митрополит Владимир всей душой болеет за монастырь, который на его глазах и во многом благодаря ему восстает из небытия. Александро-Невская Лавра восстанавливается, один за другим государство передает корпуса возрожденной обители. Но болит сердце Священноархимандрита, нет у братии наставника в духовной жизни, основы любого монастыря. Для обители он желает лучшего.
Не раз Владыка и архимандрит Елеазар говорили об этом. Не просто далось это решение.
Наконец, будучи смиренным послушником, о.Елеазар решается вернуться туда, где когда-то начинался его монашеский путь. Митрополит с радостью принимает так долго жданное прошение и 1 декабря 2003 года зачисляет архимандрита Елеазара в число насельников Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. А спустя год, 26 марта 2004 года, согласно решению Духовного собора лавры и определением правящего архиерея Архимандрит Елеазар назначен братским духовником.
Так надлежало о. Елеазару 40 лет послужить Русской Православной Церкви в священном сане, и окинув взглядом всё пережитое, смиренно приступить к исполнению главного своего послушания – стать духовным отцом для братии монастыря и сотен прихожан, жаждущих его окормления.
Его самоотверженный труд был по достоинству отмечен патриархом Алексием II , по предоставлению Митрополита Владимира 11 апреля 2004 года архимандрит Елеазар награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского IIIстепени.
Неизменно, три дня в неделю – понедельник, среду и пятницу с 6 утра и до окончания поздней Божественной Литургии, преклонив колени и вознеся молитву пред мощами святого благоверного князя Александра Невского, принимает всех приходящих к нему духовник Лавры архимандрит Елеазар. Нет вопроса, на который он не дал бы ответа, но он требователен и просит, чтобы его наставления исполнялись точно и неуклонно. Он строг, и может легко отругать за неправильные действия и поступки впервые пришедшего к нему за советом . Ругается не по злобе, но в назидание кающемуся и по ревности в служении Богу. За то же он покроет любовью и прощением, и это духовный дар отца Елеазара, простым словом он может утешить самого унывающего грешника. Всегда у духовника лавры собрана котомка с гостинцами, которые он щедро раздает своим чадам.
В воскресный день торжественно возглавляет Божественную литургию, как и прежде с пылким горячим сердцем читает проповедь.
Продолжает свои публикации. В газете «Вестник Александро-Невской Лавры» центральное место каждого номера занимают статьи и проповеди Архимандрита Елеазара.
Нередко, выйдя из Покровского придела и пройдя под благословение духовника, братия, что только что пела раннюю литургию получает порицание и неодобрение: «Ну как вы пели?! Опять фальшивили!» И сам покажет как надо было спеть. Насколько батюшка музыкален, можно судить по его высказываниям. Однажды, в своей беседе в обществе «Познание» в Печерах, говоря о смысле жизни, он привёл такое сравнение: «Мелодия невозможна без того, чтобы нота была спета, а потом исчезла, и на ее место появилась другая. В движении мира тоже есть мелодия и идея, о чем следует всякому знать, потому что он один из певцов Божественной музыки».
Особенно же ревнует о. Елеазар о Церковном пении. И в 2006 году он создаёт любительский церковный хор из числа своих духовных чад, даёт ему красивое название «Астрон» - звезда, батюшка во всем любит красоту, и определяет к храму Иверской иконы Божией Матери, недавно построенному на самом восточном краю города, на территории Психоневрологического интерната. Многих своих чад, которые заблудились в мирской суете, и ищут Света, и ищут Бога, он будет направлять в свой хор, чтобы они через церковное пение сами становились частичкой этого Божественного света.
Здоровье батюшки слабеет год от года и день ото дня. Потерявшее прочность своего основания ещё в Печерах, в Лавре оно все чаще дает сбои. Не раз приходится обращаться за помощью медиков, несколько раз - лежать в больнице при Санкт-Петербургской Военно-Медицинской академии. И всегда батюшка очень благодарен множеству врачей, помогающих ему в укреплении здоровья.
Нельзя не подивиться, как премудро устроил Господь и как предивно Его смотрение. Медики лечат его от болезней телесных, он врачует через беседу и таинство исповеди их недуги душевные. Многие из врачей прилепляются к числу его духовных чад.
С поистине несломимой силой воли преодолевает отец Елеазар множество болезней, переживает парализацию нижних конечностей. Уже крайне редко и с большим трудом предстоит он пред Престолом Божиим. Но не сломлен его дух, он никогда не позволяет себе унывать.
Ночью встает о. Елеазар на молитву, а утром, всегда строг и подтянут, спешит он в собор, чтобы снова часами принимать приходящих к нему за духовной поддержкой.
Один Господь знает, что приходится преодолевать ему, проходя этот поистине крестный путь от своей кельи до собора. Батюшка всегда преодолевает его сам, никому не позволяя помогать себе. Он приходит в храм первый, до зари, и подолгу сидит на паперти напротив входа и дышит, будь то зимняя стужа, вдыхает эту морозную свежесть, ему не хватает воздуха. Здесь он слушает братский молебен и лишь потом идет на свое место, чтобы принимать людей. Тут он позволяет проводить себя дежурному или одному из послушников.
30 марта 2009 года Патриарх Кирилл награждает архимандрита Елеазара орденом преподобного Серафима Саровского IIстепени.
Монастырь развивается, растет число братии. Батюшка всегда очень живо интересуется жизнью монастыря. Главные решения принимаются на духовном соборе, в котором всегда непременно участвует отец Елеазар. Более того, как позже признается наместник Лавры, епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), слово о. Елеазара как духовника по любому вопросу имеет для него решающее значение, к нему он всегда прислушивается.
Отца Елеазара Владыка называет главным послушником лавры. В безропотном несении своего послушания он являет образец для подражания как младшей, так и старшей братии. Заходя в собор наместник первым делом смотрит, на месте ли отец Елеазар. И если батюшка на месте, тот всегда спокоен.
С начала 2011 года и до наступления весны у о. Елеазара не прекращает болеть сердце, он очень тяжело себя чувствует. На все уговоры лечь больницу отвечает: « Ничего, пройдет. Уже легче. Спасибо за молитвы».Когда епископ Назарий поздравлял его с наступлением нового 2011 года, батюшка так сказал ему: «В больницу я больше не лягу. Мой единственный и лучший врач – это Господь». Не поддается он и на уговоры поберечь силы и не ходить в собор.
Приближается Великий пост. Батюшка с небывалым нетерпением ждет Пасху Христову. С особым чувством он участвует в Божественной службе на Прощеное воскресение. С любовью и смирением прощает и просит прощения, благословляет сперва братию, а после и всех многочисленных прихожан и своих духовных чад , пришедших на чин прощения и …прощания.
9 марта 2011 года в среду первой седмицы Великого поста духовник Александро-Невской Лавры, как сотни раз прежде, превозмогая боль, преодолел свой крестный путь, и словно Агнец достиг своей Голгофы. Здесь как и шесть лет прежде, он принимал народ. Как обычно исповедовал, беседовал, благословлял. Ничем не отличен этот день от других. Разве тем только, что раньше обычного, не досидев до конца Божественной Литургии, он один без чей-либо помощи возвратился в свою келью.
В своей келье рано утром следующего дня отец Елеазар отошел ко Вседержителю нашему Господу Иисусу Христу.