Икона Божией Матери. "Вестник Александро-Невской лавры", №7-8(75-76)-2011
Всякий человек призван Создателем к спасению, которое является целью христианского подвига, источником вечной жизни, радости и блаженства.
Но греховные наклонности остаются, искоренить их может только постоянный труд, являющийся непреложным условием совершенства. Человеческое естество, освобождённое от греховного и страстного, становится храмом Божиим.
Из всех творений Пресвятая Дева совершила весь человеческий путь от младенческой чистоты и невинности до зрелой святости, до телесного соединения с Богом, вырастая из года в год, Она смогла стать Матерью Всевышнего, Той, через Которую Любовь Божия вошла в мир.
Поэтому православный благоговейно смотрит на образ Богородицы, молится Ей, получает покой и умиротворение. Император Константин Великий, избрав Византию новой столицей, торжественно провозгласил Марию — Матерью Божией ещё 11 мая 330 года, о чём напоминает дивная мозаика храма святой Софии.
Многочисленные иконы Пречистой до сего времени производят различные чудеса. «Яко солнце пресветлое возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающее».
Тихвинская икона спасает Россию. Люди, соприкасаясь Благодати Божественной, приводят в Гармонию чувства и настроение, порывают с грехом, внёсшим расстройство в человеческую природу.
Это — главное чудо, совершаемое от иконы Богородицы. «Лучами милости мир просвещающи». Человек погружается в себя, на определённое время становится ближе к святости, делается самим собою, таким, каким должен быть первоначально.
Верующий чувствует освобождение, некоторое блаженство. Он имел бы его постоянно, если бы не грешил. Матерь Божия, перенёсшая жизненные тяготы, всегда откликается на нужды притекающих с верой к Её образу.
Вспоминается случай, происшедший в
Подлинник ушёл в город Тихвин, а список иконы остался в святой Лавре, где люди «прославляют Богоматерь, всех Владычицу, и от Нея рождшагося Христа, Бога нашего величают радостно», получая помощь, приобретая цельность (исцеляясь), восстанавливая первоначальные достоинства.
При непоколебимой вере, молящиеся получают просимое, утихает внутренняя буря, Христос наполняет сердце радостью, человек ощущает новую жизнь, к которой призван. Божественная Благодать близка и обильно изливается от чудотворного образа Богородицы.
Честь иконы восходит на первообразное, на Того, Кого она изображает. Поклоняющийся образу, поклоняется Изображённой на ней («икона» с греческого означает — «образ»). Людям свойственно хранить с любовью портреты родителей и близких. Тем более следует воздавать почести Матери Света.
Отрадно, что православные понимают это, и постоянно преклоняют колена перед иконой Пречистой, а Она простирает Честный омофор и покрывает им. Видя покаяние, смирение, самоотвержение, веру, Она призывает на помощь Своего Единородного Сына.
Подвижник нашего времени говорит, что Божия Матерь и теперь ходит по русской земле, Она ближе к нам, чем мы сами себе и одновременно Она поднялась выше всякого идеала, выше ангелов и херувимов небесных.
Церковь и Божия Матерь связаны. Первая — Тело Христово, Вторая — «селение Бога и Слова», «святая святых большая». Она явилась в то время, когда мы были почти потеряны и открыла райский вход.
В городе Назарете на стене храма 2 века обнаружена надпись: «Радуйся, Марие». Слова эти начертаны тогда, когда жили современники Богородицы. В древних христианских катакомбах встречаются изображения Божией Матери в Предвечным Младенцем.
В первые века была составлена молитва: «Под твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная».
Основания святителя Киприана при обличении различного рода раскольников, сектантов и схизматиков. «Вестник Александро-Невской Лавры», № 7-8 (65-66), 2010 год.
Основания святителя Киприана при обличении различного рода раскольников, сектантов и схизматиков.
В этом номере мы печатаем главу из богословского труда «Отношение св. Киприана, еп. Карфагенского к источникам божественного откровения» (кандидатская работа студента Ленинградской Духовной Академии Иванова Анатолия, окончившего ЛДА в 1964 г., в настоящее время являющегося арх. Елеазаром, духовником
Расколы и ереси происходили и происходят в том случае, когда епископу, которому одному предоставлено начальство над церковью, некоторые по гордой самонадеянности оказывают презрение, когда человека, почтенного удостоением Бога, люди почитают недостойным (1). Здесь, как видно, причиной является «гордая самонадеянность».
В другом месте святой отец говорит, что и «гибель от ревности далеко простирается: она многообразна и многоплодна. Это — корень всех зол, источник опустошений, рассадник грехов, причина преступлений. Отсюда возникает ненависть, отсюда происходит раздор.
Ревность возжигает корыстолюбие, когда кто не может довольствоваться своим, видя другого богаче. Ревность возбуждает честолюбие, когда видишь другого в почестях выше тебя. Коль скоро ревность ослепила наши чувства и овладела тайными помыслами, — тотчас презирается страх Божий, пренебрегается учение Христово, не помышляется о дне суда, надмевает гордость, усиливается жестокость, умножается вероломство, мучит нетерпение, свирепствует раздор, кипит гнев, и не может уже держать себя или управлять собою тот, кто подпал чужой власти.
Отсюда — разрыв мира Господня, нарушение братской любви, низвращение истины, рассечение единства, отсюда переход к ересям и расколам, когда кто поносит священников, завидует епископам, жалуется — почему не он поставлен, или не хочет признавать другого начальником» (2).
Говоря о еретиках, Киприан пишет, что они сами отходят от Церкви, оставляя главу и начало истины. «А Господь говорит о Своей Церкви, говорит и находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия» (3).
Дальше святитель приводит пример из Евангелия и говорит, что Христос находился с двумя апостолами, заключенными в темницу, а поскольку они были «просты и единодушны, открыл для них темничные двери и вывел их оттуда, чтобы они передали народу то слово, которое верно проповедовали (4).
Выступая против Новациана, ревностный епископ пишет, что Церковь одна, а раз одна, то не может быть одновременно и внутри, и вне. „Если она у Новациана, то не была у Корнелия. Если же она у Корнелия, который наследовал епископу Фабиану по законному посвящению и которого, кроме чести священства, Господь прославил мученичеством, то Новациан не принадлежит к Церкви, и тот, кто, презревши евангельское и апостольское Предание, никому не наследуя, произошёл от самого себя, не может считаться епископом, не может никаким образом иметь Церковь и обладать ею не посвящённый в Церкви“ (5).
Всё это даёт возможность понять, как Киприан Карфагенский относился к Священному Преданию. Он прямо заявлял, что тот, кто отвергает последнее или, „вопреки евангельскому благочинию старается постановить новое предание святотатственного устава“, разрывает церковное единство, и от него нужно удаляться» (6).
«Избегайте, сколько можете, подобных людей! — наставляет святитель христиан. — Со спасительною осторожностью удаляйтесь от тех, которые прилепляются к пагубному их союзу! Слово их распространяется, как рак (7), беседа переходит, как зараза: вредоносная и ядовитая уверенность убивает хуже всякого гонения» (8).
Часто бывает так, что люди, «обманутые ложным обещанием и соединившись с отступниками и вероломными, принимают ложь за истину, считают непременным общение с теми, которые не имеют с ними общения, верят людям, вопреки Богу, тогда как не поверили Богу, вопреки людям» (9).
Так отзывается Киприан о тех, которые, исходя из своих собственных соображений, в противовес Вселенской Церкви, распространяют чуждое учение и увлекают за собой людей. Это обстоятельство говорит о том, что Церковь Христова в лице своих лучших представителей всегда боролась за чистоту учения.
Еще святый Игнатий Богоносец в послании к ефесянам предостерегал: «Не обольщайтесь, братия моя! Растлевающие домы Царствия Божия не наследят… Кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят, тот, как скверный, пойдет в неугасаемый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (10).
Нетерпимо относились к еретикам и раскольникам все вообще лучшие члены Церкви Христовой и ревностно отстаивали неповреждённость того учения, которое приняли от Христа и апостолов.
Поэтому Кафолическая Церковь может с полным правом объявить о том, что она сохранила от Иисуса Христа залог откровения неповреждённым чистым от всякой примеси. Невозможно отрицать, что эта Церковь имеет непрекращающееся бытие от времён апостольских. В такой же мере неоспоримо и то, что невозможно указать в её существовании момент времени хотя бы для одного нововведения.
Эти два факта красноречиво говорят о том, насколько её свидетельство должно иметь авторитет в глазах истинных христиан, пониманию которых доступно, что Откровение есть факт, и что смысл этого факта заключается в ясном непреложном свидетельстве (11).
А свидетельство это содержится в Церкви, которая одна, подобно тому, как «Один есть Бог, и один Христос, и Церковь одна, и кафедра, основанная по слову Господа на камне, одна (12). Нельзя ставить другого алтаря и нового священства там, где есть один алтарь и одно священство» (13).
Отделяются от Церкви «те, которые без божественного распоряжения, самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя епископа тогда, как никто не даёт им епископства» (14).
Читая эти слова, невольно вспоминается тот момент в истории русской церкви, когда, начиная с 1922 года, появилось течение, представители которого во главе с митрополитом Александром Введенским активно выступили за «обновление» Церкви, то есть за изменение её деятельности применительно к новой политической обстановке.
Будучи в оппозиции к деятельности церковного руководства во главе с патриархом Тихоном, обновленцы стремились изменить форму церковного управления и внести некоторые изменения в быт духовенства. Они, в противовес
Но только тот, «кто не насаждён в заповедях Бога Отца и внушениям Его, тот может отступать от Церкви, тот один, оставив епископов, может оставаться в неисовстве с раскольниками и еретиками» (16), — говорит святитель Киприан (17).
Нужно заметить, что Русская Православная Церковь приложила все усилия, чтобы ликвидировать раскол. Русские люди, говоря словами Киприана, «с достоинством, однажды став твёрдою ногою на скале (petram), не подвигаются не только от лёгкого ветерка, но и от порывистого и бурнаго ветра. Только сомневающийся и нерешительный дух часто колеблется от разных мнений, как от дуновения пробегающих ветров уклоняется от своей цели в укор своему легкомыслию».
В этом отношении русские оказались на высоте. «Верующий народ не ходил в храмы раскольников, не принимал от них таинств, не обращался к ним за духовной помощью, и расколы сами собой прекратились» (18), а в 1946 году обновленчество ликвидировалось.
Это обстоятельство подтверждает слова Киприана о том, что «ложь не долго может обманывать, ночь продолжается только до тех пор, пока не воссияет день, по воссиянии дня и восходе солнца тьма и мрак уступают свету, и совершавшиеся ночью разбои прекращаются» (19).
В конце концов большая часть обновленцев стала соединяться с патриаршей Церковью. Творения Киприана Карфагенского красноречиво высказываются против самовольных действий обновленцев. Святитель в письме к Корнелию с возмущением спрашивает: «Неужели, возлюбленнейший брат, нужно отложить в сторону достоинство Кафолической Церкви, верное и (неповреждённое величие народа и власть священническую
Таким образом, святой отец отстаивал, как мог, правила и обычаи первенствующей Церкви, касающиеся образа замещения церковных должностей и избрания пастырей, потому что они основываются «на праве естественном, на праве божественном и на апостольском Предании» (21).
Еще Климент, епископ Римский в первом послании к коринфянам писал, что «почитаем несправедливым лишать служения тех, которые поставлены самими апостолами или после них другими достоуважаемыми мужами (Титом, Тимофеем и другими), с согласия всей Церкви» (22).
Церковь же Вселенская едина, поэтому она не может ни рассекаться, ни разделяться (23), а если и оказываются в ней плевелы, «то это не должно составлять препятствия для нашей веры или любви. Нам самим не нужно отступать от Церкви, а только нужно стараться о том, чтобы мы могли быть пшеницею, и когда начнут складывать хлеба в Господни житницы, могли получить плод по делу и труду нашему» (24).
Действительно, не следует отступать от Церкви Божией, потому что святая вера, хранимая и проповедуемая в ней, является первым духовным сокровищем. Долг каждого христианина, каждого члена Церкви, стараться воспользоваться этим сокровищем, усвоить его себе.
Нужно отметить, что святой Киприан, епископ Карфагенской церкви дорожил этой верой, и истину своего исповедания запечатлел своею кровию. Христианское чувство побуждает и каждого из нас усвоять и уяснять содержание веры, а святая
Являясь истинной наставницей, руководительницей и неложной хранительницей истины Христовой, она есть «столп и утверждение истины» (25). А лучшие, наиболее совершенные уста, чрез которые святая Церковь изъясняет хранимое ею учение веры — это уста и голос святых отцов, прославленных в ней.
Последние оставили свои писания, в которых по побуждению пастырской ревности разъяснили святую истину для назидания верующих. Их ясное слово, вытекающее из богопросвещённого ума, даёт нам твёрдое и надёжное руководство в деле веры и познании высших Таин Божиих.
Таким руководством являются и творения Киприана Карфагенского, чтимое имя которого внушает особое уважение к его учению и располагает верующих со вниманием выслушивать и усвоять себе то, чему он учит (26).
Православная Церковь использует его труды в апологетических, догматических, церковных и других целях и это делает не из побуждения покорить весь христианский мир, а потому, что желает на основании исторических фактов раскрыть жизнь, быт и взаимоотношения древних автокефальных церквей.
Творения Киприана в наши дни, когда верующие всего христианского мира переживают момент стремления к единству взглядов и общности в вере, когда между восточной и западной церковью происходят совещания, приобретают особую ценность, потому что помогают христианам найти точку соприкосновения.
Например, если раньше протестанты не хотели и слышать о предании, то теперь, как видно из речи профессора Д. Хей на пленуме комиссии «Веры и Устройства» в Шотландии, «со времени реформации отношение к Преданию изменилось. Протестанты, даже кальвинисты, теперь считают, что без Предания не может быть Церкви» (27). Профессор Хей полагает, что нужно изучить не только богословские предпосылки, но и другие, которые способствовали различному пониманию Предания и развитию разных традиций.
Профессор о. Виталий Боровой и священник о. Василий Стойков, присутствовавшие на пленуме, пишут на страницах журнала Московской Патриархии следующее: «Выступавшие в дебатах подчёркивали, что в вопросе о Предании следует разграничить действие в Церкви Святаго Духа и волеизъявление членов Церкви, так как подлинное Предание исходит от Христа» (28).
Такое различие всегда признавала Православная Церковь и никогда не смешивала Священное Предание с преданием церковным. «В американских церквах об истории Предания говорят очень мало. Однако, возросший интерес к нему часто заставляет ставить вопрос: где была протестантская церковь до Лютера?» (29).
1. Творения, ч.1, стр. 304, письмо 54.
2. Творения, ч.2, стр. 315, о ревности и зависти.
3. Творения, ч.2, стр. 186, о единстве Церкви.
4. Творения, ч.2, стр. 187.
5. Творения, ч.1, стр. 363, письмо 62.
6. Творения, ч.1, стр. 190, письмо 34.
7. Тим. 2, 17.
8. Творения, ч.2, стр. 172, о падших.
9. Творения, ч.2, стр. 172, о падших.
10. Преображенский П., прот.: «Писания мужей апостольских», стр. 276, СПб, 1895 год.
11. Гёте В.: «Изложение учения Кафолической Церкви и Православной»…, Журнал «Вера и Разум», № 12, кн. 5, стр. 775, 1886 год.
12. Мф. 16, 18.
13. Творения, ч. 1, стр. 192, письмо 34.
14. Творения, ч. 2, стр. 184, о единстве Церкви.
15. «Правила Православной Церкви», стр. 93.
16. Творения, ч. 1, стр. 214, письмо 42.
17. Творения, ч. 1, стр. 215, письмо 43.
18. Парийский Л.Н., проф.: «Третья богословская конференция „Пюиду“ в Бьевре», ЖМП, № 12, стр. 65, 1960 год.
19. Творения, ч. 1, стр. 261, письмо 47.
20. Творения, ч. 1, стр. 267, письмо 47.
21. Гёте В.: «Постепенное отпадение христианского запада от православия», журнал «Вера и Разум», т. 1, стр. 111, 1884 год.
22. Преображенский П., прот.: «Писания мужей апостольских», стр. 101, СПб, 1895 год.
23. Творения, ч. 1, стр. 207, письмо 40.
24. Творения, ч. 1, стр. 209, письмо 41.
25. Тим. 3, 15.
26. Шемякин: «Учение отцов Церкви Православной о вере и жизни христианской», стр. 3, Москва, 1896 год.
27. Боровой В., проф. и свящ. Стоиков В.: «Пленум комиссии „Веры и Устройства“ в г.
28. Там же.
29. Там же.