ВЕЛИКИЙ ПОСТ

1326

Не удивляйтесь, для верующего Великий пост — православный праздник, потому что это время обновления, очищения, освобождения от излишеств, углубления в себя, отрезвления. Это духовная весна, производящая встряску, молодящая душу и тело человека.

Человек подтягивается, исправляется, правильно оценивает поступки и отношения с людьми. Обыденная жизнь завлекает и часто уводит в сторону от основного. А основное — остаться человеком, не запутаться в жизненных мелочах, не огрубеть и не утонуть в вещизме, а победить себя, быть выше временных сладостей.

По свидетельству Геродота, египтяне считали, что залог здоровья и сохранения молодости состоит в систематическом голодании, математик Пифагор голодал по сорок дней, считая, что это повышает умственное восприятие. То же делали греческие философы Сократ, Платон и другие. В церкви голодание является средством сохранения и приобретения добродетелей, даже скорее не голодание, а ограничение в принятии пищи, в ее малокалорийности.

Кто понимает это и внимательно относится к себе, тот радуется в пост, потому что чувствует облегчение.

Радость людей бывает разная. Блудный сын, оставив дом отца, радовался, но недолго. Вскоре он начал нуждаться, и радость сменили слезы. Настоящая радость не в богатстве, не в славе, не в наслаждениях. Соломон все имел, построил дворцы, насадил виноградники, устроил сады и рощи, сделал пруды, приобрел слуг, собрал много серебра и золота, имел певцов, окружил себя красавицами — женами. И в результате всего понял, что все это суета и томление духа.

Если дух томится, какая тут радость? Сейчас все ищут радости и часто не там, где следует. Чтобы как-то узнать, что их ожидает в будущем, они прибегают к астрологии и гороскопам. Но что могут сказать бездушные звезды, если разумный человек не понимает, что будущее создает он сам?

Всякие гадания и предсказания всегда запрещала церковь, она постоянно боролась с этим. В древности, особенно в Вавилонском царстве, гадания имели широкое распространение, но Священное Писание было против и говорило, что пусть выступят наблюдатели небес и звездочеты и спасут человека от того, что должно случиться с ним.

Созидая свою жизнь и жизнь окружающих, человек призван чаще заглядывать в себя и бороться с тем, что тормозит в жизни. Люди, работающие над собой, отличаются открытыми, ясными, чистыми, как капля воды, глазами. Смотришь в них и появляется мысль, что в них отражается душа. Но есть и другие, которыми руководит предубеждение и зависть, они часто смотрят мимо людей или в сторону.

Поэтому верующих, которые истинно постятся, можно узнать по глазам, лицо действительно является зеркалом души.

В связи с этим хочется, чтобы многие задумались, и добровольно взяли на себя подвиг самообразования, самосовершенствования, отчего и жить станет легче, и окружающие будут довольны, и отношения между людьми наладятся, и здоровье станет лучше. Перестать делать зло — только половина дела, надо научиться делать добро, а этому способствует пост.

Архимандрит ЕЛЕАЗАР

Псково-Печорский монастырь

●ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

16 февраля 1991 год.

ВЗАИМНОЕ ПРОЩЕНИЕ

9abacba95c8b 

Часто люди далеки от мира, зато знают пути взаимного оскорбления, унижения и даже истребления. В ботанике известна сорная трава, которая имеет такой длинный корень, что невозможно его удалить окончательно. Таким же корнем является человеческое злопамятство. Люди причиняют неприятность, зло, унижение, распускают плохую молву, бесславят, и пострадавшие готовы до гроба помнить нанесенную обиду.
Интересно, что человек, будучи сам несовершенен, требует совершенства от других. Все это всегда понимала церковь и перед наступление Великого поста ежегодно напоминает, что прощение человека зависит от того, насколько он способен оказывать его людям. В молитве Господней «Отче наш» человек ежедневно выражает нужду в хлебе насущном и просит его потому, что и он прощает своим должникам.
Не прощая других, человек сам остается непрощенным. Непрощением рушится мост, через который приходится ежедневно переходить. Не прощает обычно тот, кто не имеет сознания и чувства греховности и виновности перед Богом. Любовь человека к Богу измеряется его прощением ближнего. Если он не прощает, значит, не любит. По учению Христа прощение, если оно истинно, не может быть предметом математических решений и меркантильных расчетов. Вопрос о том, сколько можно прощать, такой же абсурдный, как вопрос, сколько раз любить.
Сила любви к Богу измеряется силой прощения к окружающим людям. Самому человеку, который помнит обиды, бывает трудно дышать от чувства мести, он задыхается в беспомощной злобе и не имеет духовной силы, чтобы все простить, выбросив из архива памяти.
В нашем жестоком мире изредка встречаются люди, которые не замышляют никому зла. Зато встреча с ними ободряет и благотворно действует на душу. Важно учиться жить на словах Священного Писания, потому что жизнь — не сцена, а школьная комната — не род увеселений, а процесс воспитания. И чтобы стать хорошим человеком, нужна постоянная практика. Если не упражняешь душу она становиться вялой, характер становится слабым, нравственное чувство бессильным, духовный рост уродливым.
Если человек проникнется призывом церкви перед наступлением Великого поста, простить все мелочные обиды окружающим, то наступит заметное обновление во взаимоотношениях. Следует обязательно освободиться от осуждения и клеветы.
Завистливый с болью в сердце слушает похвалы в адрес другого. Ему отраднее припоминать ошибки человека, чем добродетели, следить за падением, чем за успехом.
Чтобы надежно беречь себя, следует постоянно помнить золотое правило христианства: чего не желаешь себе, не делай другим. Помня это, человек будет меньше подвержен искушению, причинить другому неприятность или нанести оскорбление. Упражняясь в прощении обид, человек постоянно будет освобождаться от склонности наносить их. Если каждый и общество в целом будут в этом преуспевать, общество начнет расти духовно и само собой придет благоденствие. Некоторые ученые говорят, что они с помощью науки могли построить рай на земле, но человек своим поведением, своим подчас варварским отношением ко всему, а главное по отношению к человеку способен все разрушить. Как ни странно, но это так. Сколько хороших начинаний погублено в результате греха и страстей человеческих.
Подумать об этом нужно, подумать и в практике применить все, к чему постоянно призывает человека церковь — освободиться от греха и быть человеком в отношении к человеку и всему окружающему.
Архимандрит Елеазар.
?ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
ПЕЧОРСКАЯ ПРАВДА
07 марта 1992 года.

Подкатегории