ПОСТРАДАТЬ, ЧТОБЫ ВЗЛЕТЕТЬ. Журнал "Вода живая", №2, 2010 год.
Казалось бы, о посте уже сказано и написано немало. Но никогда не бывает лишним узнать мнение опытного собеседника. Наш разговор о смыслах и возможностях поста с одним из старейших священников нашей епархии, духовником
— Христиане постятся начиная с I века. Но именно в последнее время стали много говорить о посте. Одни считают его глупостью, другие уверены, что он им помогает, третьи не понимают, зачем он нужен… Пусть пост будет назван словом «воздержание». Люди сейчас помешаны на комфорте: все усилия направлены, чтобы сделать жизнь удобной и беззаботной. А пост — это усилие над собой. Порой люди не хотят, но вынуждены поститься, и это не связано с религией, просто врач назначил диету. Таковы законы природы, созданной Богом: во всем нужна мера и ограничения, воздержание. Любое излишество наносит вред. Знаю один монастырь, где великолепная кухня, но иногда они специально невкусно готовят, чтобы человек много не съел, и это пойдет ему на пользу.
— Вы помните свой первый пост?
— Это была война и послевоенные годы. Мы жили в поселке Бологое, то время было сплошным постом. Был настоящий голод: 400 граммов хлеба на двоих в сутки; помню, как мама ходила менять ценные вещи на картошку…
— Как поститься человеку, который по состоянию здоровья или по другим причинам не может соблюдать ограничения в пище?
— Когда вопрос касается здоровья, не надо идти против законов природы, иначе это будет медленное самоубийство. Все, что врач предписывает, надо есть, но можно себя ограничить в количестве. Пища — не главное; главное, что она расслабляет, особенно жирная, сладкая… Когда человек ограничивает себя в еде, он становится более бодрым, подвижным, менее сонливым. Ему хочется действовать! Расти духовно можно не то чтобы на голодный желудок, но не на сытый точно. Пост учит ровно,
— На что еще, кроме еды, стоит обращать внимание во время поста?
— Цель поста — ограничение себя в поступках и мыслях. Надо стараться думать о хорошем и светлом, гнать мрачное, размышлять о том, что возвышает, а не пригибает до земли. Мне кажется, когда человек ест в меру, его дух выше, чем у человека, который постоянно переедает. Представьте себе ситуацию: летчик ведет самолет, он отвечает за пассажиров. Идет первый день поста — Чистый понедельник. Летчик верующий. Что делать? Он берет с собой плитку молочного шоколада и ест его по кусочку для того, чтобы глюкоза поступала в мозг и он мог вести самолет. Он нарушает пост? Нет. А другой человек наварил рассыпчатой картошки с грибочками, много поел и чаем с клубничным вареньем запил. Он не постится, а летчик постится! Расслабление и объедение — это нарушение поста. Пост — это воздержание во всем, и в постной пище тоже.
Все (даже хорошее), когда его много, вредно. И этому нас учит пост. Иногда говорят: «Я очень много молюсь!» Когда можно поставить слово «очень», значит — перебор. Если я «очень много молюсь», то это может быть механически, бессмысленно. И когда же ты работаешь, если ты так много молишься? Не надо «очень»! Очень много поститься тоже не надо. Надо делать то, что Церковь предписывает, без своеволия и самочиния. Если ты считаешь, что «очень много» постишься, значит, другой — очень мало? Во всем должно быть чувство меры, золотая середина. Устоять трудно, но надо. Апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно». 100 грамм мороженого — позволительно, килограмм — вредно. «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Как это «обладать»? Допустим, можно себе позволить сходить в театр на «Пиковую даму». Но если ты не можешь жить без музыки, получается, что музыка тобой обладает, ты попал в зависимость: не ты хозяин своим эмоциям, мыслям, а
— Во время поста люди порой чувствуют себя раздраженными…
— Тяжело жить без вкусной еды, к которой ты так привык. Раздражение возникает с непривычки, оно пройдет. Надо потерпеть, и со временем пост станет нормой жизни.
— Как понять, что пост прошел не зря?
— Пост прошел напрасно, если человек ограничивал себя только в еде, а во всем остальном не воздерживался. Вспоминается такой случай из советского времени: в небольшом городке жил профессор — атеист, а в квартире рядом — две тайные монахини. Профессор встречает священника и спрашивает: «У вас начался пост?» «Откуда Вы знаете, — отвечает тот, — Вы ведь в церковь не ходите?» «Когда у вас пост начинается, мои соседки начинают греметь кастрюлями, шуметь, ругаться… Это очень мешает мне работать. Когда поста нет, так их почти и не слышно». Пост — не в гастрономических ограничениях, а в том, чтобы хорошо относиться к людям, освобождаться от зависимостей (тяги к сигаретам, алкоголю, футболу…). Лучше бы эти монахини все ели, чем мешать всем на площадке жить спокойно!
Пост для того, чтобы наладить человеческие взаимоотношения. Чтобы возвыситься над тем, что мы считаем в жизни главным, а на самом деле это — мелочевка. Например, еда, без которой, нам кажется, мы не можем жить, а это не так. Неудобства необходимы, когда все комфортно, развития нет. В пьесе Горького «На дне» есть персонаж Лука. У него спрашивают, почему он такой участливый. А он отвечает, что его в жизни много мяли. И жизнь сделала его человеком, отшлифовала. Когда бабочка выбирается из своего кокона, она преодолевает колоссальное сопротивление, страдает. Но если ей помочь его открыть, сделать процесс рождения комфортным, то она не сможет летать. Бабочке надо приложить усилия, пострадать, чтобы взлететь.
О ДУХОВНОМ СМЫСЛЕ СТРАДАНИЯ. Программа "Невская крепость" радио Петербург, 2009 год.
Жизнь не может быть без страданий, сам по себе мир представляет собой не только одни успехи, мы видим много очень неудачников, потрясений всяческих, провалов, чудовищных преступлений. Не всегда бывает весна с распускающимися почками и яркой пестротой, бывают и разрушительные бури, град, болезни и смерть. Самое большое страдание, которое человек испытывает, — это отсутствие страданий. Не страдать в жизни — значит, не участвовать в жизни, быть лишним человеком.
Почти всегда причину страданий можно найти в грехе, в нарушении закона жизни, законов природы. Это нарушение разъединяет человека между Богом и природой, Им созданной. Страдание оказывает на человека благотворное влияние, является школой, потому что оно учит правде, подтверждая наличие нравственного закона и смысла жизни. Практически все страдания учат, чтобы мы не делали другим того, чего не желаем себе. Страдания показывают, что в жизни действует не нравственный хаос, а удивительный стройный порядок, основанный на правде, которая рано или поздно проявится.
Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь — это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир.
Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Испытания закаляют человека, воспитывают волю, выдержку, настойчивость и энергию. Человек труднее переносит свой успех, славу, богатство, внешнюю красоту, чем неудачи, неприятности. Успех может человека испортить, сделать гордым, ленивым, беспечным и нечеловеколюбивым, поэтому слабым и ничтожным. Страдающий укрепляется.
Есть люди, которые понимают, что такое страдание, и видят в нём красоту, они проникают в тайну слов Апокалипсиса «кого люблю, того и наказую». То есть, указую, наставляю, руковожу. Есть люди, которые благодарят за страдания и говорят: «Благодарим Тебя, Боже, что Ты посылаешь нам не одни только солнечные лучи, иначе мы превратились бы в пустыню. Но даёшь дождь, чтобы мы могли приносить плоды».
Лучше страдания, чем самодовольная мещанская беспечность. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», — говорил Пушкин, при всём свойственном ему эллинском жизнелюбии. Пусть это страдание будит нас от сна равнодушия, окамелого бесчувствия. Жизнь без страдания опасна, и Бог, который не наказывает нас, это Бог, который не занимается нами.
Грубое и легкомысленное бегство от страдания
Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье — от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье.
Люди нуждаются не только в объяснении своих страданий, но больше в соучастии, в сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. Очень много говорится об этом в сочинениях Фёдора Михайловича Достоевского. В его романах страдание является главным героем. Именно страдание, сопровождающееся благою вестью о Христе. Оно приводит человека к новой жизни. Трагедия, рассказанная в «Бесах», освещается в финале благостными лучами, словами Нового Завета, которые читает русскому атеисту
Наша страна Россия проходит великую школу страдания на всём пути всей истории. Вся Россия — одно страдание. Судьба русского народа имеет не только национальный, но и всемирный смысл. Как образец, показатель: мы столько испытали, и мы не последние.
Любовь вводит человека в жизнь, которая полна смысла, в свете которого становится ясно и значение страдания. Испытания понимаются как условие движения вперёд, подвиг. Как орудие освобождения от зла и греха, которые составляют несчастье человечества. Почему у нас кризис? Потому что мы не любим друг друга, не стараемся пойти на помощь, не соучавствуем. В соучастии, сострадании есть единственный удовлетворительный взгляд на нашу жизнь. Все другие теории не могут обьяснить страдание и осмыслить его.