ПРЕПОДОБНЫЙ МАРТИРИЙ
Верующие знают, что человек создан по образу и подобию Божию. Образ Божий сохранился, а подобие утрачено в результате нарушения заповеди и позднейшей греховности. Поэтому смыслом жизни человека стало Богоуподобление. Одни медленно, без особого энтузиазма исполняют свое назначение, другие - ревностно и успешно достигают поставленной цели. Все труженики в этой области называются подобными, а наиболее преуспевшие – преподобными.
Церковь, знает много примеров людей, больше других достигших совершенства. На древней Псковской земле среди них некий Мина, который был родом из города Великие Луки и жил во второй половине 16-го столетия.
Рано лишившись родителей, он воспитывался у священника городского Благовещенского храма. Овдовев, священник ушел в Великолукский Троице-Сергиев монастырь, мальчик часто посещал его в монастыре, прислуживал в келье и, наконец, принял постриг с именем Мартирий. В монастыре он нес послушание казначея, келаря и пономаря.
По его молитвам Божия Матерь являлась ему и укрепляла в подвигах. Она указала ему место для прохождения дальнейшего служения жизнью и делами Богу. Это место находилось в 60-ти верстах от Великих Лук. Оно представляло из себя пустынное место, где Мартирий совершенствовал себя, борясь со всеми низменными запросами тела и получая поддержку от Господа.
Затем ему было благословение от духовного отца вернуться в общежитие, чтобы большую пользу принести монастырю. Не зная, как поступить, Мартирий поехал в Смоленск для поклонения Богоматери. Там он получил указание жить в пустыне, где его Бог благословит и Пресвятая Богородица наставит. Посетив потом Тихвинскую обитель, Мартирий, взяв икону Пресвятой Троицы и Тихвинской Божией матери, ушел в местечко, которое называлось Зеленым, потому что выделялось зеленой возвышенностью среди густого леса. Здесь была поставлена часовня, и пустыня осветилась жизнью Мартирия. Действительно; не место красит человека, а человек – место. Ни лишения, ни лесные звери не могли отвлечь Мартирия от избранного и благословенного подвига. Слух о жизни преподобного разошелся быстро, и быстро нашлись желающие подражать его жизни и трудам.
С умножением числа подвижников потребовалось воздвигнуть храм больших размеров во Имя Живоначальной Троицы. Было положено начало монастырю названием «Зеленая Мартириева пустынь» (интересно, что и теперь в Великих Луках есть так называемая «Зеленая зона»).
За добродетельную жизнь преподобный Мартирий был удостоен дара прозорливости и исцелений. Многие именитые люди стали посылать пожертвования на монастырь, приезжали на молитву и получали подкрепляющую Благодать Божию. Сам преподобный постоянно получал поддержку от Божией Матери, которая являлась ему в келье в переднем углу, где располагались святые иконы. Он говорил, что смотрел, не отрываясь, на Лик Пречистой.
Вскоре после такого видения Мартирий принимает в Новгороде сан священника, и становиться игуменом основанной им обители. Из истории его жизни известно, что 1595 году был исцелен в Твери умирающий сын бывшего Касимовского царя, на пожертвования которого преподобный Мартирий построил две церкви: в честь Тихвинской Божией Матери и святителя Иоанна Златоуста.
В том же году Царь Федор Иоаннович дал грамоту и утвердил новый монастырь, в котором преподобный Мартирий жил до глубокой старости. Готовясь к смерти, он сам выкопал могилу и поставил в ней сделанный своими руками гроб. Перед близкой кончиной он просил всех насельников монастыря иметь надежду на Св. Троицу и упование на Божию Матерь.
Преставился преподобный Мартирий 1 марта 1603 года по старому стилю, был погребен в ископанной им могиле. Память преподобного Мартирия отмечается церковью 14 марта.
14 марта 1992 года.
Архимандрит ЕЛЕАЗАР.
?ПРАВОСЛАНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.
ПЕЧОРСКАЯ ПРАВДА.
ПРЕПОДОБНЫЙ КОРНИЛИЙ
Псковская земля имеет много угодников, одним из которых является преподобный Корнилий. Оставив в молодости мир, он удалился в Псковский Свято-Мирожский монастырь, в котором совершенствовался духовно, занимаясь иконописью, бытописанием, и неся другие послушания, а будучи постриженным в монашество, вел строгую аскетическую жизнь, постился, молился и трудился. На 28-ом году жизни, в 1529 году, его возвели в сан игумена для новой тогда Псково-Печорской обители.
Это был необыкновенный человек в истории монастыря, муж строгой, святой, постнической и примерной жизни. Он обладал сильной волей, неусыпной ревностью ко благу обители, неутомимостью в трудах, стойкостью в искушениях, терпением в страданиях.
Первым делом его было возведение в 1538 году каменной церкви во Пскове на берегу реки Великой во имя Пречистыя Богородицы Одигитрии, в которой шло ежедневное богослужение. При церкви был построен дом для священнослужителей и для приезжающих по делу в город из Печорского монастыря.
Деревянную церковь в честь сорока мучеников Севастийских он перенес за монастырь, поставив на месте ее каменную церковь Благовещения. Его усердием была воздвигнута большая каменная ограда вокруг всего монастыря с девятью башнями и тремя вратами. В 1565 году над святыми вратами была сооружена церковь святителя Николая.
Деятельность Корнилия не ограничивалась монастырем, но простиралась за его пределы. Он просветил светом святого крещения народ «чудь» и поставил для него церкви, снабдив причтом, утварью и всем необходимым. Ревность его простиралась до того, что он принимал участие в полевых работах, сенокосах и других делах.
По зависти и клевете во время бывших тогда больших мятежей на Руси он был обвинен в желании отделиться от русского государства, в 1570 году принял мученическую смерть от руки царя Иоанна Грозного, который, посетив монастырь, увидел стены и поверил клевете.
В древней рукописи сказано, что когда Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу царю с крестом, царь своей рукой отсек ему голову, но тот час раскаялся, поднял тело и понес его в монастырь. Свидетельством раскаяния царя служат щедрые пожертвования Псково-Печорскому монастырю, сделанные после смерти Корнилия и, как утверждают, именно в память этого мученика (История княжества Псковского, изд. 1831 г.).
Тело Корнилия было положено в стене «Богом зданной» пещеры вместе с его предшественниками, где находилось 120 лет невредимо, а в 1690 году Маркеллом, митрополитом Псковским и Изборским со священным собором перенесено из пещеры в соборную Успенскую церковь и поставлено в новом гробе в стене. В 1872 году мощи были переложены в новую медно-посеребренную раку, потом в третий раз помещены в более благолепную раку.
Есть данные, что преподобный Корнилий оставил для потомков письменные памятники, в частности, первоначальную летопись Псково-Печорской обители, историю своего времени, в которой изображены бедствия Отечества, мятежи, разделения и гибель народа от голода, мора, нашествия иноплеменников и от гнева Иоанна Грозного.
Сорок один год и два месяца Корнилий управлял обителью, являя пример высокой духовной жизни. Благоустройством и благолепием обитель обязана его трудам и заботам. Люди, посещающие монастырь, видели ревность ее устроителя. Известность монастыря возрастала, а вместе с тем умножались и богатства. Вначале никому неизвестная «Богом зданная» пещера скоро становится известной. Все другие монастыри, древнее по времени, например, Спасо-Елеазаровский, Спасо-Мирожский, считавшиеся в числе больших, постепенно уступают место Псково-Печорскому.
Сооружение каменной ограды, устроение окрестных церквей в самое короткое время, содержание их – все указывает на то, что монастырь имел значительные богатства.
В числе богомольцев можно было встретить новгородцев, жителей города на Неве, Московской и даже Тобольской губерний.
Особенностью костюма выделялись просвещенные Корнилием соседние чухонцы, которые, помня благодеяния, не только часто посещали обитель, но и приносили овощи и хлебные приготовления. Во время больших праздников и крестных ходов чухонцы ходили вокруг монастыря семьями, нередко привязывая себя друг к другу, чтобы не потеряться среди множества богомольцев.
Архимандрит Елеазар
Псково-Печорский монастырь
?Православные праздники
05 марта 1991 год.